Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь

Четвертый удел Богородицы

Дивеевская обитель  считается одним из четырех мест на земле, которые находятся под особым покровительством Пресвятой Богородицы. История монастыря началась в 1767 году. Его основала рязанская помещица Агафья Мельгунова, принявшая постриг под именем Александра в Киево-Печерской Лавре.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Фото Владимира Ештокина

Однажды монахине Александре явилась Пресвятая Богородица, повелевшая ей найти место для нового монастыря на севере России. Поиски привели Александру в Дивеево, деревню, которая находилась недалеко от Сарова. Здесь, при Казанской церкви, монахиня основала женскую общину.

В начале своего существования в обители, помимо самой настоятельницы было всего пять монахинь. Монахиня Александра управляла общиной под руководством старца Саровского монастыря Пахомия. Он же и завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму Саровскому.

Казанская и Мельничная

Преподобный Серафим Саровский принял общину в 1789 году. С тех пор она стала его главным детищем. При этом сам он никогда лично не посещал Дивеевскую обитель. Считается, что все решения по окормлению монастыря святой старец принимал, следуя наставлениям Самой Богородицы.  Так, преподобный указал основать в Дивеево, помимо Казанской, еще одну общину — Мельничную. В отличие от первой, предназначенной для вдовствующих монахинь, Мельничная была создана для девиц. Преподобный Серафим завещал монахиням новой общины  «непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать и быть радостными, дабы никогда не допускать духа уныния».

“…. и Афон, и Иерусалим, и Киев”

Святая Канавка в Дивеево также появилась по велению Самой Пречистой Девы. Она повелела преподобному Серафиму Саровскому обнести общину канавою и валом, что и было сделано в последние годы жизни старца. Рыли канавку сами монахини. На это у них ушло около трех лет.  Работу они закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.

О канавке преподобный Серафим Саровский сказал, что Сама Божия Матерь измерила ее Своим поясом и ежедневно проходит по ней. И “кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” — цитируют слова преподобного многочисленные источники. Ежедневно все сестры ходили по Канавке вечером, неся перед собой икону Божией Матери “Умиление”.

Забегая вперед, можно сказать, что в советские годы, после закрытия монастыря, канавку засыпали в нескольких местах, вал сровняли с землей. Но в наше время святыня восстановлена. И с 1992 года сестры монастыря вновь совершают ежедневный ход по Канавке, также как и многочисленные паломники обители.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Мельничную и Казанскую общину объединили в 1842 году, а в 1861 году преобразовали в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Верховной Игуменьей этой обители почитается Сама Богородица, а все настоятельницы — Ее наместницы. К началу 1917 года в обители было около 300 монахинь и почти полторы тысячи послушниц. Одной из святыней монастыря, помимо Святой Канавки и иконы Божией Матери “Умиление”  был камень, на котором совершил свой подвиг столпничества преподобный Серафим.

Расцвет монастыря был прерван Революцией. В 1919 обитель стала трудовой артелью, а в 1927 году была полностью закрыта. Монастырь был разграблен, а камень преподобного разбили.

В 90-х годах двадцатого столетия монастырь начали восстанавливать. В 1991 году сюда перенесли мощи преподобного Серафима Саровского.   

Храмы Дивеевского монастыря

Казанская церковь

Первым строением Дивеевской обители была Казанская церковь (1773-80). Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»

Казанский собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Казанский собор Серафимо-Дивеевского монастыря

По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год).

Троицкий собор

Самый большой собор обители построен по проекту архитектора А.И. Резанова.  (Он был учеником академика К.А.Тона, и именно ему пришлось завершить строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому нельзя не заметить сходства Троицкого собора с московским храмом — вынести в отдельную статью).

Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря

Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря

Закладка первого камня собора состоялась в 1848 году, но потом строительство было отложено и началось только в 1865 году. Через десять лет состоялось его освящение во имя Живоначальной и Животворящей Троицы. Именно в этом храме хранилась одна из главных святынь монастыря – икона Божией Матери «Умиление», принадлежащая самому Серафиму Саровскому.

Изначально Троицкий собор строился как летний, в нем не предполагалось отопления, он был предназначен ля летних праздников. А в 1905 рядом с ним началось возведение еще одного храма, который должен был стать зимним собором монастыря. Его хотели освятить в честь Иконы Божией Матери “Умиление”, событие было назначено на февраль 1917 года, но революция не позволила сбыться этим планам.

Преображенский собор

Закладка собора состоялась в 1904 году. Решение о его строительстве приняла игумения Александра (Траковская), избранная после смерти игумении Марии Ушаковой.  Говорят, что в то время, когда уже шло строительство храма  блаженная Прасковья Ивановна, сказала: «Собор-то собор, а я усмотрела, черемуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили». 

Строительство завершили в 1916, но понадобилось дополнительное время для устройства отопления, это оттянуло освящение храма, наступил 1917 год, освятить здание не успели.

Преображенский собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Преображенский собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Освящение восстановленного здания состоялось 3 сентября 1998 года в честь Преображения Господня.

Церковь св.равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе

Домовая церковь была построена в 1902 году для игумении Марии (Ушаковой). Церковь освятили в честь небесной покровительницы игумении Марии — св. равноапостольной Марии Магдалины.

Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины

Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Серафимо-Дивеевском монастыре

После закрытия монастыря, эта церковь, как и другие храмы собора, была подвергнута разорению. Реконструкцию здания провели в 1996 году, а в 2006 состоялось ее повторное освящение.

Церковь во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в богадельне

Больничная церковь не была отдельным зданием, а занимала часть корпуса. Именно в ней состоялась последняя служба перед закрытием монастыря — 27 сентября 1927 года.

Церковь во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в богадельне

Церковь во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в богадельне

Позже храм был разрушен, его восстановление началось в 2003, а повторное освящение   состоялось в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 6 ноября 2006 года.

Колокольня

Колокольню начали строить в 1893 году. Первые колокола на ней появились в 1901. Высота строения вместе с крестом — более 70 метров.

Колокольня Серафимо-Дивееского монастыря

Колокольня Серафимо-Дивееского монастыря

В годы советской власти колокольня лишилась креста и колоколов, и служила телевизионной вышкой. В настоящее время — полностью восстановлена.

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *